«Элегантность Ежика» Мюриель Барбери

К миру не обязательно поворачиваться лучшей своей стороной. Порой больше сгодится самая колючая. Особенно, если сам мир кажется тебе не таким уж и славным местом. К похожим выводам независимо друг от друга пришли два женских существа, которых судьба наделила совершенно разными «стартовыми капиталами», но одинаково ненасытными умами.

Одна из них — дочь состоятельных буржуа, еще двенадцати лет отроду переросшая все свое окружение настолько безнадежно, что готова была распрощаться с тем бессмысленным «аквариумом», каким ей представлялась жизнь. Лишь возможность с головой уходить в свои мысли и те отдельные мгновения красоты, которые дарило ей созерцание «движений» людей, стоили, по ее мнению, попытки жить дальше. Другая героиня — пожилая простолюдинка самой невнятной внешности, которая нашла укрытие от происков мира в непритязательной роли консьержки. Что может быть более отталкивающим и заурядным, чем уродливая старуха-консьержка? Удачная маскировка и отказ от претензий на какой-либо социальный статус позволяют ей целиком отдаваться литературе, философии и искусству — все наедине с собой, за плотно закрытыми дверями своей скромной конуры.

Долгое время этих двух не связывало ничего, кроме того, что обе страдалицы от ума жили в одном доме. Две столь разные женщины, однажды сведенные случаем, вдруг обнаруживают в себе качества, которые за ненадобностью были упрятаны на самые темные полки души. И едва ли не впервые в жизни решаются открыть миру свою мягкую сердцевину. А это непростое испытание, оно сродни науке заново учиться дышать или ходить. Детонатором же случившегося преображения становится загадочный японец, поселившийся в их доме как будто бы нарочно, чтобы вывести этих ежиков на чистую воду. Сплав Уайльда, Бегбедера и Достоевского — трогательный, смешной, насыщенный меткими сентенциями роман Барбери заслуженно стал одним из самых ярких дебютов в европейской литературе последних лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *